На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Просвирнина
    Где же найти такого целителя?😞Рак последней ста...
  • Марина Воронина
    У мамы 89 лет  рак сигмовидной кишки.Удалена опухоль год назад, выведена стома. Химия не рекомендована из- за слабого...Вестник Надежды

Возможности психологической помощи



" Если вы думаете, что сможете это сделать, или если думаете, что на это неспособны - в каждом случае вы правы". Генри Форд

Чем может помочь психология при онкологических и других тяжелых заболеваниях? Разве психолог или психотерапевт могут вылечить от них? Давайте попробуем разобраться в этом. 


Мы иногда забываем, что задавая вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» - мы имеем в виду: «Что ты чувствуешь, ощущаешь?», а не «Что у тебя болит, и какие у тебя симптомы?». Это не одно и то же, что можно увидеть на простом примере:  наверняка Вам встречались люди, которые при наличии у них незначительной болезни переживали ее как огромную катастрофу.

Они «погружались в болезнь» со всеми вытекающими отсюда последствиями и симптомами, доставляя тем самым страдания себе и окружающим. Возможно, Вы видели и другие примеры, когда человек действительно серьезно болен, но продолжает жить полноценной жизнью, не акцентируясь на своей болезни, так что о ней практически невозможно догадаться.  

   

Этот пример доказывает, что восприятие болезни человеком лежит больше в области психологии, а не в области тела и симптомов. То, как человек воспринимает свою болезнь, оказываетcя столь важным, так как влияет на течение самой болезни, ее лечение, отдаленный прогноз, а в особенности на качество жизни самого пациента. Каждый человек воздействует как на своё здоровье, так и на свою болезнь. Мы специально используем выражения «воздействовать», «способствовать» чтобы подчеркнул, ту роль, которую каждый из нас играет в поддержании собственного здоровья. Большинство людей считают, что исцеление - это нечто, что делают с нами, что, если у нас возникают какие- то проблемы со здоровьем, мы ответственны только за то, чтобы обратиться к врачу, который нас и будет лечить. В какой-то степени так оно и есть. Но лишь в определенной степени. Мы воздействуем на свое здоровье не только непосредственно, с помощью физических упражнений и определенного питания, но и через свои представления, чувства, отношение к жизни. Кроме того, реакция человеческого организма на лечение зависит от нашей веры в эффективность лечения и доверия к врачам

 

 Исследования, проведенные в США, Европе, России показали, что больные онкологическими заболеваниями, которые, после выписки из клиники, подклю­чаются к группам поддержки, проходят курс психотерапии или прибегают к простейшей релаксации, не только способны лучше жить с болезнью, но и меньше подвержены рецидивам. Они выявили, что психологическая коррекция  не противопоставляется основному противоопухолевому лечению, а наоборот, потенцирует (то есть, усиливает) воздействие основного лечения.

 

Первым выявил эту зависимость американский психоонко­лог доктор Шпигель. Собственно говоря, он стремился доказать, что психотерапевтические мероприятия не оказывают никакого влияния на ход болезни. Но опыты привели к лучшим резуль­татам. Женщинам с прогрессирующим раком груди была назна­чена групповая терапия, включающая беседы и визуальные уп­ражнения. Контрольная группа была оставлена без психологической помощи. Через десять лет доля выживших в груп­пе, где проводились указанные занятия, была вдвое выше, чем в контрольной. В экспериментальной группе было значительно меньше жалоб на боли и другие осложнения.

 

Дальнейшие исследования, проводимые, в частности, в Выс­шей медицинской школе Ганновера, также подтвердили, что психологическая помощь снижает риск рецидивов. Когда человек находится в состоянии страха и стресса, нервные клетки вырабатывают вещества, ослабляющие иммунную систему. Эти инфор­мационные вещества достигают не только защитных клеток моз­га, но и распространяются по всему организму. Имеются данные, что сигналы воспринимаются и раковыми клетками, на которые воздействие оказывается не тормозящим, а, к несчастью, наобо­рот, стимулирующим рост. Ганноверские исследования выявили, что иммунная система начинает реагировать уже через десять дней после начала психотерапии. Число активных защитных клеток заметно возрастает.

 

Насколько эффективной может стать даже кратковременная стабилизация психики, показывают исследования, проведенные в университетской клинике Киля. С группой пациентов интенсив­но работал психолог. Он разъяснил им все, что связано с болез­нью, с методами проводимого в клинике лечения, указал, на что следует обратить внимание. Через два года были проверены резуль­таты этих усилий. Те пациенты, которым был проведен всего лишь трехнедельный курс психологической помощи, были не столь беспомощны, как пациенты контрольной группы. Психолог вселил в них надежду, они лучше справлялись с болезнью, меньше страдали от страхов и депрессии, а также от органических рас­стройств. Даже рецидивов было среди таких больных меньше.

 

Описано проведение групповой психотерапии с тяжело больными пациентами с метастатической карциномой (Yalom I. D., Greaves С., 1977). Психотерапия проводилась ежедневно в течение 90 минут в группе из 6-7 пациентов. Авторы считают, что такая форма работы - эффективное средство, поддерживающее пациентов и позволяющее им преодолевать стресс путем совершенствования адаптации к эмоциональным расстройствам, сопровождающим заболевание. Открытая конфронтация со смертью позволяет пациенту ориентироваться не на прошлое или будущее, а на настоящее - на "жизнь", а не на "смерть"; уходит страх быть униженным, попасть в трудную ситуацию, поскольку "рак излечивает неврозы".

 

Группы поддержки больных и их семей, ранняя психиатрическая помощь, отмечает Петерсон (Peterson L., 1981), могут существенно снизить риск возникновения выраженных и не поддающихся коррекции психологических и психопатологических реакций на заболевание раком.

 

Айзенк (Eysenck H. J., 1993) также убедительно подтвердил роль психотерапии в онкологии. Исследования проводились с учетом копинг-механизмов пациентов и включали индивидуальные и групповые формы поведенческой психотерапии и копинг-тренировки. Под наблюдением находилось 100 человек; это были здоровые люди, по результатам специальных психологических исследований предрасположенные к заболеваниям либо раком легкого, либо ишемической болезнью сердца. Испытуемые были распределены на 50 пар, состоявших из лиц одного пола и возраста. Далее методом случайного выбора одного из пары направляли в психотерапевтическую группу, с другими же психотерапевтические занятия не проводились. Через 13 лет в контрольной группе от рака легкого умерли 16 человек, в экспериментальной (в которой проводилась психотерапия) - ни одного. В контрольной группе заболели раком легкого 21 человек, в экспериментальной - 13. Смертность по другим причинам составила в контрольной группе 13 человек, в экспериментальной - 5. Исследования подтвердили эффективность психотерапии в профилактическом плане.

Имеются данные исследования Айзенка, в которых рассматривался  вопрос о возможности продления жизни неизлечимым онкологическим больным с помощью психотерапевтических методов. Двадцать четыре таких больных были разделены попарно. С одним пациентом из пары проводилась поведенческая психотерапия, другой пациент получал лишь общепринятое лечение. Средняя продолжительность жизни (с момента наблюдения) составила у первых более 5 лет, у вторых - более 3 лет.

 

Близкие результаты были получены при поведенческой терапии женщин в терминальной стадии рака молочной железы (Биктимиров Т. З., 1999; Чулкова В. А., 1999). По мнению авторов, физиологические процессы в организме находятся под выраженным влиянием психологических воздействий (в стрессовых ситуациях, в частности, повышается содержание кортизола в крови, что оказывает негативное влияние на деятельность иммунной системы).

 

Эффективность техник направленной визуализации - в последние годы были разработаны специальные методы, связанные с визуализацией образов и способствующие излечению от разных соматических заболеваний (Anand S., Anand V. 1999, Gabriels R. 1999), в том числе, рака (Baron P. 1989, Hiltebrand E. 1999). Ряд исследований, проводимых в разных странах, дал феноменальные результаты. Люди, состояние которых оценивалось как крайне тяжелое, и которым уже не помогали никакие традиционные методы лечения, применяя визуализацию, вдруг начинали выздоравливать. Исследования, например, проведенные доктором К. Саймонтоном (Саймонтон К., Саймонтон С. 1998) показали, что результаты лечения были особенно впечатляющими, когда пациенты с онкологическими заболеваниями не только визуализировали исцеляющие образы, но и старались передать их, используя средства изобразительного  искусства. (Мальчиоди К. 2006,  Гнездилов А. В. 2002)

 

 

 Психологическое состояние и боль - для онкологических пациентов боль часто является самой страшной стороной болезни. Любая боль приобретает особое значение. Появляется беспокойство по поводу даже малейшего неприятного ощущения, так как оно может означать для больного либо рецидив заболевания, либо появление метастазов. В исследовании доктора медицинских наук Готовского А.Т. (1988) было доказано, что в любой боли присутствует психологический компонент. Говоря проще, в выраженности и интенсивности боли решающее значение имеет психологическое состояние испытывающего ее человека. Подтверждением этого могут являться наблюдения за детьми. Если ребенок испытывает боль, то достаточно отвлечь его внимание на что-то приятное для него, и он перестанет ее остро ощущать. Другим подтверждением является поведение раненого солдата на поле боя. После серьезного ранения он, не чувствуя боли, мобилизуя внутренние резервы, в пылу сражения продолжает атаку. Применяемый метод визуализации и релаксации является эффективным способом уменьшения (или даже полного исчезновения) болевых ощущений.

 

Психолог Людмила Дерябо,

психолог-психотерапевт Дмитрий Лицов.

В статье использованы материалы журнала «Journal of Psycho-Oncology, Social and Behavioral Dimensions of Cancer »

           


 

наверх