На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Просвирнина
    Где же найти такого целителя?😞Рак последней ста...
  • Марина Воронина
    У мамы 89 лет  рак сигмовидной кишки.Удалена опухоль год назад, выведена стома. Химия не рекомендована из- за слабого...Вестник Надежды

ОНКОЛОГИЯ И ДУХОВНОСТЬ


ОНКОЛОГИЯ И ДУХОВНОСТЬ или христианское понимание причин возникновения онкологических заболеваний и возможности их лечения



На вопросы психолога Виктории Михайловой отвечал руководитель портала www.rak.by Яцкевич Константин Владимирович.

1. Константин Владимирович, у нас сегодня с вами весьма не простой и очень интересный разговор на тему христианского понимания причин такого тяжелого недуга как рак. Позвольте начать с самого главного. Что на ваш взгляд, как специалиста в области ухода за тяжело и прежде всего онкобольными, может быть в основе возникновения такого заболевания, как рак с христианской точки зрения?

Я хочу сразу оговориться, поскольку это очень не простой и крайне деликатный вопрос, требующий ухода от любой категоричности и крайностей. Первое, что мне хочется сказать, так это то, что проблему рака просто невозможно полноценно рассматривать с точки зрения одной только научной парадигмы. Научная парадигма если можно так выразиться охватывает только самую верхушку этой проблемы или т.н. проявленную (т.е. уже материализованную) её сторону в виде уже развивающейся опухоли. Вместе с тем, у проблемы рака, по моему глубокому убеждению, существует и т.н. незримая и не проявленная (т.е. не материализованная сторона), которая касается состояния и качества человеческой души и которая связана с первопричинами этого недуга. Эта сторона не меньше по своей глубине и сложности, чем проявленная часть этой темы. Метафорически сама опухоль в моём понимании является только верхушкой «айсберга» данной проблемы, а его большая и невидимая часть, находящаяся «под водой» и представляет собой наибольший интерес, который и волнует больше всего науку с медициной. Я думаю, что этот интерес не может быть удовлетворён с помощью одной только научной парадигмы. Говоря о первопричинах рака в христианском понимании этой проблемы, я хочу сразу сделать оговорку для верующих людей о том, что моя точка зрения будет сочетать научные суждения с духовными, а потому мне придётся использовать сразу две различных парадигмы и два когнитивных подхода – естественнонаучный и духовный. Говоря о первопричинах рака, конечно же нельзя не коснуться темы человеческого грехопадения и вытекающей отсюда темы страстности человеческой природы, т.е. подверженности человека всевозможным страстям, прелестям и слабостям, которые в свою очередь, каким-то образом могут накапливаться в сознании и душе человека и в определённый критический момент прорываться наружу, т.е. проявляться или материализоваться в виде некой конкретной формы. Таким образом, опухолевый процесс, можно в какой-то мере рассматривать, как процесс искажения человеческой плоти или человеческой формы в результате неких очень глубоких процессов. Понятие формы (человеческой формы) в данном случае играет ключевую роль. Т.е. в результате неких процессов человек как бы теряет целостность своей человеческой формы. Эта целостность чем-то нарушается. Как и почему это происходит и является самой большой загадкой для науки и медицины. Святое писание говорит о том, что "Дух сам творит себе формы" и в то же время "Бог есть Дух". Именно поэтому вполне правомерно полагать, что целостность человека и его т.н. человеческой формы поддерживается Богом и Святым Духом. В этой связи раковая опухоль выглядит ни чем иным, как искаженной человеческой формой, которую не может творить Дух и которая по тем или иным причинам лишена присутствия Бога и Святого Духа. Таким образом в основе этого недуга с духовной точки зрения может быть искажение или разрыв связей с Богом, а проще говоря бездуховность. С точки зрения науки это также в сущности разрыв и искажение связей, но на уровне информационной структуры ДНК до которого добралась современная наука. Я не утверждаю, а говорю возможно, т.е. вероятно.

- т.е. первопричины рака вы видите в разрыве связи с Богом?

По большому счёту да, хотя здесь следует дать некоторое пояснение о характере этой связи. Дело в том, что говоря о разрыве связей с Богом, мы рассматриваем человека, как нечто целое, но это нечто целое имеет свою структуру и эта структура под названием человек подразделяется, грубо говоря, на две больших составляющих - на душу и тело. Так вот при разрыве связей с Богом подразумевается их разрыв прежде всего на уровне души человека и лишь затем этот разрыв проявляется и на уровне тела. Это очень важно для понимания. Т.е. душа выступает своего рода тонким промежуточным звеном, своего рода тонкой духовной материей, которая отделяет наше физическое тело от Бога. Природа этой материи нам не ведома, но то, что она есть, и что она свята, ни у одного верующего не вызывает сомнений. Теперь понятно, почему душа естественно ближе к Богу, чем наше физическое тело. И весь вопрос первопричин рака замыкается не на нашем физическом теле, а на душе и состоянии именно души в аспекте её связей с Богом. А что же такое душа и что представляет собой её материя? Вопрос вопросов. Как известно, Бог есть Дух, следовательно, душа не есть Дух в чистом виде. Значит, душа всё же более материальна по сравнению с Духом и вот эта тонкая материя (эфирная) как раз потому и священна, что жива за счёт связи с Духом, т.е. с Богом. Вот в чём состоит наша духовность - в наполненности нашей души светом и в чистоте её связи с Богом. Соответственно, наша материальность - в отрицании наличия тонкой материи души и её связи с Богом. Вот то противоречие, которое затрудняет понимание первопричин рака. Вопрос соотношения в человеке духовного и материального очень не простой и он давно мучит лучшие умы всего человечества. Декарт провёл в этом аспекте очень жесткое разделение души и тела, показав их полную не связанность друг с другом, как совершенно разных по своей природе (её тонкости) субстанций. А вот Игнатий Брянчанинов, как раз наоборот, показывает, что между душой и телом человека есть связь, но не прямая, а совершенно особая, опосредованная, отделяющая человека от Бога и Его благодати и именно через разрыв этой связи на уровне души и происходит отрыв человека от Бога. Таким образом все тяжелые болезни и смерть человека происходит в первую очередь не на уровне тела, а на уровне его души. Вот что пишет Игнатий Брянчанинов в своём труде Слово о смерти - "Иоанн Богослов сказал "есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом." То же самое говорит и Святой Григорий епископ Фессалоникийский: "Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть." В этих отрывках четко указано на то, что душа человека есть его высшая материя, которая непосредственно контактирует с Богом. В этой связи становится понятно, что первопричины рака нужно искать не в теле человека, а в его душе и её пороках. Именно с разрушения души начинается такое заболевание, как рак и лишь позднее оно проявляется и материализуется в теле человека. Таким образом первопричинами рака в христианском понимании этой проблемы можно в значительной мере считать все те душевные пороки и грехи, которые накапливаясь разрушают душу человека, её тонкую материю и, тем самым, лишают человека его связи с Богом.

2. Говоря о разрыве связей с Богом, правомерно ли считать раковое заболевание наказанием человека за его грехи?

Ни в коей мере. Это очень неверное понимание сущности Бога и сущности греха. Бог есть Любовь и только любовь, причём, такая высокая, милосердная и долготерпеливая, которую невозможно постичь умом человека. Именно поэтому Бог - это не институт наказания. Наказывает же себя сам человек, благодаря отсутствию у него нравственного закона и наличию полной свободы воли и выбора в жизни. Бог же только любяще предупреждает человека и постоянно напоминает ему о том, что есть пути скорби и страдания, связанные с несоблюдением высших законов, а есть путь радости и любви, связанный с выполнением воли Господа. Но выбор для себя в итоге делает сам человек, а не Бог. В этом и заключён сам принцип человеческой свободы. Аналогичная ситуация и с понятием греха. Разве Бог заставляет человека курить всю свою жизнь по пачке сигарет в день? Разве Бог вынуждает человека каждый день переедать, иметь пристрастия и вредные привычки? Разве Бог призывает человека вести аморальный образ жизни, иметь беспорядочные половые связи и стимулировать свой безграничный личный эгоизм? Всё это делает человеческое невежество, человеческое пристрастие и человеческие слабости. Бог же только учит человека тому, как избежать страдания и почему нужно следовать в жизни нравственному закону, заповедям Святого Писания и Святых Отцов. Именно поэтому не Бог, а сам человек наказывает себя таким заболеванием как рак, за своё собственное невежество, за свою собственную бездуховность и игнорирование божьих заповедей. Говоря о таком недуге, как рак, я бы сказал ещё, что по мнению некоторых священников, это особое заболевание, которое накладывает символическую печать смертного греха не только на самого больного, но и на весь его род и потому заставляет не только самого больного, но и весь его род серьёзно задуматься над проблемой духовного спасения. В этой связи такое заболевание как рак, можно считать совершенно особым знаком божьего внимания для начала серьёзной работы над собой и эта работа предполагает как лечение тела, так и лечение души. Причём, лечение души имеет первостепенное значение.

3. Есть ли основания прямо говорить о том, что в основе ракового заболевания может лежать человеческая бездуховность?

Да, на мой взгляд, такие основания есть. И хотя наука уже доказала, что раковые заболевания вызываются целым рядом различных факторов, в тоже время все эти факторы на разных людей оказывают разное влияние. Вы спросите в чём тут дело? Почему разное влияние и от чего это зависит? Я вам отвечу. Это влияние определяет именно духовность и духовное состояние человека. Вот вам простой пример: духовный человек никогда не позволит себе окружить себя грехом до такой степени, чтобы утонуть в собственной греховности, поскольку у него всегда есть подсказки и напоминания для любой сложной жизненной ситуации. Более того, у духовного человека в любой сложной жизненной ситуации всегда есть незримые помощники - это и ангелы хранители и святые покровители и Сам Господь Бог, с которым у духовного человека всегда есть связь. В то же время бездуховный человек лишен такой помощи, поддержки и защиты, поскольку у него нет такой духовной связи. У него среди помощников есть только его лукавый ум, который не всегда может его спасти в море соблазнов и слабостей. Именно поэтому бездуховный человек всегда менее защищён, чем духовный перед всеми отрицательными факторами внешней среды. Вот в чём сила духовности - т.е. в связи человека с духовным миром. Говоря о духовности, следует ещё сказать что духовность - это ни что иное, как богоподобие или степень приближения человека к Богу, как к совершенству. Соответственно, бездуховность - это отход от совершенства и, соответственно, от Бога и Святого Духа. Духовность всегда отличает особое качество - качество безусловной и жертвенной любви. Иными словами всё духовное отличает любовь и готовность к жертве и самопожертвованию во имя общего и высшего (Бога). Но что любопытно, опухоль ведёт себя в организме человека как типичный паразит и эгоист, который не только не готов чем-то жертвовать, но наоброт, существует исключительно за счёт организма. Таким образом опухоль, как человеческую плоть, можно в какой-то мере рассматривать, как проявленную и материализованную бездуховность.

4. Как Вы сами говорили, сегодня уже общеизвестно, что какой-то одной причины, вызывающей раковое заболевание, нет. Этих причин или факторов современной науке известно множество, среди которых и химические и физические и биологические и травмы и нарушение функций различных ситем (имунной, эндокринной и др). Как эти причины соотносятся с принципом духовности и бездуховности?

Хороший вопрос. Соотношение в действительности очень непростое. Дело в том, что духовность – это конечно же не панацея от всех болезней и проблем в жизни человека, как своего рода спасительный плащ – накидка. В то же время духовность, как я уже говорил, даёт человеку реальную силу и свет знания для того, чтобы человек мог воспользоваться этим символичным светом духовного знания практически, как фонариком для движения в темноте. Но как вы понимаете, человек человеку рознь и как каждый человек сможет воспользоваться этим фонариком, например, на извилистой лесной дороге – это уже его личное дело. Но суть вопроса именно в этом. Т.е. духовное знание не гарантирует защиты от того же рака, а только предупреждает, страхует и защищает человека от многочисленных соблазнов и ошибок в жизни и наоборот, бездуховность способствует и стимулирует ошибки. Так, например, духовный человек по совершенно естественным причинам будет избегать случайных половых связей, вредных привычек, злоупотреблений, пристрастий, как и любых эмоциональных потрясений и кризисов, поскольку это естественно вытекает из его духовного отношения к себе и к жизни. И именно это духовное отношение к себе и к жизни для него будет являться своего рода защитой, тогда как бездуховный человек - человек, лишенный духовного знания и поддержки, перед всеми этими негативными факторами окажется беззащитным, а значит, риск заболеть раком у него будет гораздо выше. Кстати, сегодня науке уже известно, что все названные Вами факторы канцерогенеза действуют не отдельно друг от друга, а накопительно. Т.е. все они комплексно оказывают своё негативное воздействие на генетический аппарат. Именно по этой причине не всегда принципиально важно, какой именно из факторов становится последней каплей терпения организма - или травма или заболевание или депрессия или что-то ещё. Но из практики совершенно точно известно то, что высоко духовные люди во много раз реже болеют раковыми заболеваниями, чем бездуховные и, как я уже говорил, прежде всего, благодаря духовному знанию и правильному отношению к различным негативным явлениям жизни.

5. Константин Владимирович, существует расхожее мнение о том, что рак в духовном плане связан с таким качеством, как непрощённая кому-то обида. Насколько это по-вашему верно?

По-моему, это верно лишь отчасти, поскольку обида – это далеко не единственное отрицательное качество, которое отягощает душу человека и удаляет его от Бога. В числе известных всем семи, а по Игнатию Брянчанинову восьми смертных грехов, кроме обиды, есть печаль (в смысле тоска и огорчение) и уныние (в смысле отчаяния и бесчувствия). А обиды как таковой или как отдельного смертного греха, там нет вообще. В православной духовной традиции известны следующие греховные страсти смертной природы: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Мне кажется, что обида и в т.ч. на людей, на весь мир, на себя – это как бы то общее и собирательное душевное состояние человека, которое весьма тягостно угнетает его на протяжении длительного времени и, тем самым, ослабляет. Но действует оно не прямо, а косвенно, как фон, ослабляя на протяжении длительного времени все защитные силы организма и душевные силы в т.ч. силы иммунной системы и позволяя проявляться на этом фоне всем прочим отрицательным факторам. По-моему ничто так не ослабляет и не разъедает душу, как состояние обиды на весь мир. Кстати, здесь опять же всплывает аспект духовности. Заметьте, непрощённая обида. т.е. мало того, что это обида (о-беда, уныние и печаль), так она ещё и непрощённая, а затаённая в душе, как старый ржавый гвоздь в заборе, за который постоянно цепляешься и раздираешься в кровь. Духовный человек по определению не может себе позволить в течение длительного времени подобного душевного состояния, поскольку духовности или богоподобию свойственны качества любви, незлопамятства и всепрощения. Т.е. иметь непрощённую, неосознанную, неотработанную и потому тягостную обиду в душе может только в значительной степени малодуховный или бездуховный человек и это можно считать его грехом невежества. Кроме того, Вы же понимаете, что если на обиду накладывается ещё целый ряд отрицательных факторов и вредных привычек, то какая это получается ядовитая смесь и для души и для тела. Я думаю так.

6. С этим можно согласиться, Константин Владимирович, но как тогда с точки зрения той же обиды или любого другого отрицательного душевного качества можно рассматривать причины врождённой и детской онкологии, особенно, в младенческом возрасте, если дети как ангельские сущности ещё попросту не могли успеть нагрешить?

Ещё один хороший вопрос. На него, действительно, ответить не так-то просто, особенно с научной точки зрения, а вот с духовной, как раз таки и возможно. Дело в том, что душа человека - это категория вневременная. Временно и бренно только тело, а душа бессмертна и потому некоторая информация, включая и долги, могут переходить для отработки детям от родителей, как говорится, по наследству. Евангелие говорит – «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (с этими словами Бог обращается к Моисею). Отсюда видно, что т.н. грех души, как и хула на Бога со стороны какого-либо человека может передаваться по наследству вплоть до четвёртого поколения и время когда этот грех будет проявлен в той или иной форме не определено. Поэтому новорожденные и дети, естественно, могут страдать и страдают не за свои грехи, а вероятнее всего за грехи их родителей, дедушек с бабушками, прадедушек с прабабушками, а также прапрадедушек с прапрабабушками. Кроме того, дети могут страдать и за т.н. грехи всего человечества, особенно, когда эти грехи проявляются в виде ужасного экологического и психоэкологического загрязнения окружающей среды. К сожалению нужно признать, что мы с вами живём сейчас в очень грязное в экологическом отношении время и количество этой грязи, включая эмоциональную и психическую, постоянно увеличивается. Поэтому тут не чему особо удивляться. Мы все одна семья и все связаны общей связью. Если где-то были захоронены радиоактивные отходы, где-то слиты в реку отходы химического производства, где-то отравлен ядовитыми газами воздух, то всегда найдётся тот беспечный, который невольно пострадает от этого и его семя примет на себя бремя страдания за отравление и уничтожение природы. Это также нужно учитывать, говоря о детской онкологии.

7. Константин Владимирович, а можно ли как-то определить с духовной точки зрения сам механизм возникновения и прекращения такой болезни, как рак ?

Говоря об онкологических заболеваниях, боюсь, сделать это вряд ли возможно и с духовной и с научной точек зрения. Дело в том, что данное заболевание выходит за рамки самого глубокого из известных науке уровней живой материи, - уровня структуры ДНК. Я уже говорил, что Господь сподобил меня прикоснуться ко многим тайнам рака и я знаю, что первопричины этого недуга коренятся на уровне души человека, точнее её тонкой материи. Но это знание выходит за пределы человеческого понимания, поскольку касается природы высшего и священного. Иными словами уровень причинности рака – это уровень высших биоинформационных возможностей и он для нас пока ещё закрыт и я думаю правильно, поскольку нельзя прикасаться к божественному грязными руками, точнее умами. Пусть на меня не обижаются медики и учёные, но у большинства из них ещё грязные умы. Мы ведь все грешны и все мы только люди, но мы не Боги и не ангелы, а потому весьма ограничены для того, чтобы проникать в тончайшие сферы божьего промысла. Здесь можно применить понятие таинства. Исходя из практического опыта, я могу только предполагать, что в основе канцерогенеза лежит искажение и разрыв тончайших связей человеческой души с Богом в результате ряда неких сложных процессов. Точно также я могу только предполагать, что именно по этим незримым и тончайшим связям, которые недоступны никакой современной науке, через человека течёт Сам Дух и следовательно это эпостасия Духа. Я знаю точно одно, у духовных людей эти связи с Богом всегда в душе сохранены, а у бездуховных людей они сохранены лишь частично. Если развивать эту мысль и дальше, то можно предположить, что именно эти связи лежат в основе информационной структуры ДНК и именно они обеспечивают нас информацией и энергией жизни от Самого Господа. Когда они искажаются или разрываются, мы по всей видимости и лишаемся поддержки Святого Духа и связи с Богом. Но как это происходит, как клетка теряет свою изначальную генетическую информацию и из "коллективиста" становится "эгоистом" и "паразитом", я вам сказать не могу, поскольку это таинство Духа. Единственное, что нам доступно для понимания – это общее осознание назначения любой болезни, включая такой тяжелой, как рак. Преподобный Серафим Саровский говорил – «Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи». Именно поэтому и онкологическое заболевание даётся человеку для осознания своих грехов и ошибок в жизни, которые и привели в конечном счёте к болезни. Всё имеет свою причину и следствие и такое заболевание как рак, также, и если есть путь к болезни, значит, должен быть и путь к исцелению от неё.

8. Как Вы относитесь к фактам чудодейственных исцелений от рака у той же Клавдии Устюжаниной, монахини Антонии и других?

Нормально. Эти случаи подпадают под категорию т.н. синдрома Перегрина или синдрома необъяснимого самоисцеления. Именно такой термин создан официальной медициной для обозначения явления необъяснимого чуда. На мой взгляд, это как раз те самые уникальные случаи, когда в дело вступает сам Святой Дух и Господь Бог. Но это крайне редкие случаи проявления высших духовных возможностей и к ним всё же следует относиться больше как к исключению из правила, но не как к правилу. В то же время в абсолютном большинстве всех тех случаев успешного лечения рака, которые мне известны, также имело место глубокое духовное преображение пациента по ходу лечения. Т.е. после лечения недуга человек становился внутренне уже другим, более осознанным и более духовным, познавшим, что называется, дыхание вечности и тяжелую руку собственной смерти.

9. Говоря о лечении рака, какие методы на ваш взгляд являются более эффективными официальные или альтернативные ?

Это не совсем правильная, а точнее не совсем корректная постановка вопроса. Эффективность лечения рака системой конвенциальной онкологии составляет сегодня в мире в среднем (по всем видам рака) немногим более 52% (с учётом пятилетней выживаемости). По альтернативной сфере статистика, по понятным причинам отсутствует, но думаю во много раз меньше и дело тут не только в обилии шарлатанов. Дело в том, что солидные опухоли просто так никуда не исчезают и их нужно просто удалять, как и доброкачественные, причём, максимально раньше, а сделать это можно только в системе официальной медицины. Совершенно другой вопрос в дополняющих средствах по ходу основного лечения. Речь идёт об использовании комплементарной (дополняющей) медицины и по ходу лечения и на этапах реабилитации, адаптации и паллиативной помощи. Это уже вопрос другой. Здесь у конвенциальной онкологии огромный фронт работы, включая все материалы нашего сайта. Иными словами, я не сторонник разделения онкологии на официальную и альтернативную. И в той и в другой есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Я же сторонник современных интегрированных подходов, при которых официальные методы не отменяются, а дополняются комплементарными средствами, не противоречащими им. Говоря другими словами, я приверженец комплексного подхода к лечению, когда используются все возможные средства и лечится вся система под названием человек - и его Дух (душа) и его сознание и естественно тело, но не отдельные части. Я уже говорил, что исходя из того, что первопричины рака коренятся на уровне материи души, а не тела, то и лечить нужно не одно только тело. Кстати именно такой подход практикуют сегодня ведущие лечебные центры и клиники мира. С христианской точки зрения очевидно, что в системе дух-сознание-тело именно Дух и духовность являются самым главным и ключевым звеном, которое определяет работу других систем и я хочу это особо подчеркнуть.

10. А какова на Ваш взгляд роль самой духовности в процессе лечения, её можно как-то определить или нет ?

На мой взгляд, роль духовности в процессе лечения онкологического заболевания огромна. Этот вопрос, к сожалению, пока ещё выходит за пределы доминирующих научных представлений. Я убеждён, что через одухотворение и развитие духовности возможно наиболее эффективное лечение этого недуга, вплоть до полного и безрецидивного исцеления, но лечение души - это очень не простой и длительный путь, требующий определённой внутренней зрелости и готовности, а среди онкологических пациентов, к сожалению, очень не много верующих и склонных к вере людей. Среди онкологических пациентов, если можно так выразиться, больше «тёмненьких», чем «светленьких». Поэтому далеко не каждый человек (пациент) готов к духовному пути. Большинство пациентов пытаются лечить одно только тело, не понимая того, что без исцеления души вылечить одно тело практически невозможно и рецидив недуга об этом снова может напомнить. Вместе с тем, сама по себе духовность, как и религиозность, не является 100% гарантией и защитой от рака. Из истории известно немало случаев заболевания раком среди священников и глубоко верующих людей. К примеру официальной причиной смерти известной болгарской прорицательницы Ванги был рак молочной железы. Но это всё же скорее исключения из общего правила. Правило же говорит о том, что при таком недуге, как рак, кроме лечения тела, нужно первостепенное значение придавать лечению души и духовной помощи. Именно поэтому я придерживаюсь той точки зрения, что во всех лечебных учреждениях онкологического профиля должен быть свой дежурный священник и соответствующаяя группа духовно-психологической поддержки пациентов и их родственников. Мне всегда очень тягостно посещать онкологические учреждения и прежде всего по той причине, что там царит атмосфера какой-то неизъяснимой человеческой тяжести и обречённости. Там ещё очень мало света духовности, я бы так сказал.

11. Константин Владимирович, а что бы вы могли порекомендовать тем людям, которые только получили известие о таком страшном и тяжелом недуге, как рак ?

Прежде всего, я бы им порекомендовал ни в коем случае не падать духом и не опускать рук перед болезнью, расписываясь в собственной беспомощности. Также я бы порекомендовал им не паниковать, не суетиться и не кидаться во всевозможные тяжкие или крайности. И ещё я бы порекомендовал им до начала лечения, т.е. любого лечения независимо от метода, в самом общем виде ознакомиться с противораковой программой 12 шагов, которая и представляет собой алгоритм духовной работы в процессе лечения рака. В основе программы принцип покаяния. Это ключевой принцип, поскольку именно покаяние выступает основой для духовного преображения. У Игнатия Брянчанинова есть замечательные слова по поводу падшей Таисии, которая покаялась за час до смерти: Иоанн повернулся ниц на молитву и услышал глас (Господа): "Един час покаяния её (Таисии) принят паче долговременного покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения". Иными словами глубина и сила покаяния являются ключевым фактором исцеления души. Данная программа рекомендуется для всех онкологических пациентов. Вот основные шаги:

Шаг № 1 - Преодоление стресса после получения известия о диагнозе
Шаг № 2 - Осознание своего диагноза
Шаг № 3 - Принятие своего диагноза и знакомство со своим недугом
Шаг № 4 - Работа над ошибками - фундамент для последующих изменений
Шаг № 5 - Покаяние перед Богом и самим собой за собственные ошибки
Шаг № 7 - Принятие Слова Божьего в форме Учения Иисуса Христа (др. пророков) в своё сердце и сознание
Шаг № 8 - Осознание цели своего исцеления на основе богоцентризма и понимания, что с Божьей помощью я смогу это сделать.
Шаг № 9 - Подготовка к лечению и преображению в Святом Духе
Шаг № 10 - Комплексное лечение онкологического заболевания с верой в Бога
Шаг № 11 - Реабилитация и духовно-психологическая адаптация после курса лечения
Шаг № 12 - Профилактика и закрепление результата лечения путём помощи другим онкологическим пациентам в понимании Программы 12 шагов.

12. Как Вы думаете, есть ли у человечества шансы победить рак окончательно ?

Вы знаете, Виктория, я уже отвечал в одном интервью на этот вопрос. Мне, посвятившему более 10 лет жизни пониманию этого недуга и работе с тяжело больными, очень бы этого хотелось. Но по-моему к очень большому сожалению в обозримом будущем этого не случится по той простой причине, что человечество ещё попросту не готово нравственно к тому, чтобы выходить на уровень корректировки первопричин этого недуга, ведь это уровень Самого Господа и Святого Духа. Иными словами нам в ближайшие десятилетия нужно будет учиться жить с этим тяжелым недугом. Единственное, что будет в наших силах - это уменьшение бремени страдания от этого недуга т.е. улучшение качества жизни, а также увеличение сроков дожития. Безрецидивное излечение и исцеление, останется уделом достаточно ограниченной части пациентов, которые сами откроют в себе внутренние духовные силы и ресурсы. Для всех остальных и прежде всего пожилых людей, к большому сожалению, рак останется по большей части пока ещё непобедимым. Я так думаю. Именно поэтому качество жизни онкологических больных - это сегодня такой же главный фронт борьбы с раком, как и разработка новых методов лечения. Иными словами, это не значит, что человечеству нужно опускать руки перед этим недугом, но это значит, что нужно переносить акцент с разработки одних только технологий лечения, на разработку технологий социально-психологической и конечно же духовной помощи, на разработку технологий улучшения качества жизни и что крайне важно! качества смерти онкологических больных. Именно по этой причине нужно больше уделять внмания развитию таких направлений, как паллиативная медицина, комплементарная медицина, психоонкология, духовность в медицине и т.д. В то же время на практике во всяком случае у нас в Беларуси происходит прямо противоположное. Как ни грустно мне это говорить, но в Минске по совершенно абсурдному решению чиновников комитета по здравоохранению Мингорисполкома был закрыт Городской центр паллиативной помощи и организации сестринского дела, где трудился очень слаженный коллектив профессионалов амбулаторного ухода, использующий метод паллиативной команды и самые передовые медико-социальные и духовные технологии оказания помощи. В этом Центре работал и я. С 1-го октября Центр ликвидирован. Вот такие парадоксы сегодня в системе беларуского здравоохранения. Однако, время всё расставит по местам.

С Богом, дорогие мои. Спаси Господи.


 

наверх